В Заполярье пришла весна. Пока еще ранняя. И она здесь не такая, как в других краях. А скорее робкая и застенчивая. Прямо как ненецкая девушка. И поначалу о такой весне говорит разве что ранний восход солнца и легкое дуновение теплого воздуха. А до таяния снега и первых лужиц — еще не скоро… Но отцы семейств уже готовятся к весеннему отелу в стадах и строят «бизнес-планы» на будущее, а девушки примеряют традиционно яркие (цвета «вырви глаз») платья, пошитые зимой. У всех появляются новые дела, и они не скучные!..

А к гостям в стойбищах, особенно тех, что ближе к Салехарду, относятся с терпением. Охотно поят чаем, угощают парной олениной. Даже могут показательно побегать за олежками, побросать плетеный из кожи аркан — тынзей… Ведь, как правило, с гостями приезжают и местные начальники. Глядишь, что-то и перепадёт в качестве бонуса за гостеприимство.

Хотя северные люди и так не жлобливые. Суровая жизнь в суровых краях выработали сдержанное, но радушное отношение к визитерам с Большой земли. Похоже даже, что они относятся к ним с иронией, буквально как к детям. Что с них взять — ведь ни чум поставить не смогут, ни упряжку собрать, ни оленя освежевать…

Ну и мы тоже горазды удивляться простым и очевидным для Севера вещам. Как, дескать, можно всё еще жить по таким архаичным обычаям? Почему — чум, нарты, а не более современные передвижные жилища? Неужели еще не придумали?..

Наверняка придумали, и где-нибудь уже есть — на Аляске или севере Канады. А у нас пока по-старинке — и нарты, и чум. И кстати, вполне оправданный и разумный выбор. Взять те же нарты в оленьей упряжке. Ходят и зимой, и летом. Есть варианты грузовых нарт, а есть и пассажирских. Причем, для женщин — особенные, с бортиками, а иногда и с навесом, типа кибитки. И пусть на снегоходе быстрее и легче передвигаться по глубокому снегу или ледяному насту, но где бензина на него напасешься в тундре?..

Или — чум. Вот уж поистине сакральное место для северных народов! Куда ни ткнись внутри, везде символичные вещи и зоны, включая священный жердь по середине — «симзы». Чуть в сторонке от «сизмы» находится пространство «си», куда ни женщинам, ни детям ступать нельзя. Только главе семьи или старшим мужчинам. Это место находится за цветной занавесочной, что напротив входа. Там хранятся все ценные вещи, сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами.

Однако «сесть поесть» здесь не говорят. Используют паллиативную форму «почаевничать». В меню — отварная оленина, рыбный супчик, чай с баранками. Спиртного — ни-ни! У северных народов с ним особые отношения, вовсе не дружественные. И это надо учитывать, если не хотите схлопотать от хозяйки…

Кстати, устанавливать чум — сугубо женская обязанность. Странно, не правда ли? Тут в однодневном походе палатку-то замучаешься ставить, а тут пятиметровое сооружение с тяжеленым меховым покрытием!.. Как им это удается?

Да почти элементарно. Оказывается, тысячелетняя история чума все отшлифовала. Сначала на снег укладывают несколько специальных жердей, оструганных и тщательно высушенных. Затем поверх кладут нюки, полотнища из оленьих шкур. Для зимнего чума используют двойные нюки — мехом внутрь и наружу. К будущей вершине привязывают веревку и, навалившись гуртом, ставят все сооружение вертикально. После чего расставляют основавшиеся жерди по периметру (ровно 36 штук), кладут доски на пол и ставят посередине железную печку с трубой. И жилище почти готово. Слева от входа будет женская половина, справа — мужская. А рядом с печкой у приземистого столика гостиная, она же обеденная зона.

И надо сказать, по своему в чуме уютно. Когда тепло и пахнет вкусной едой. После разговоров про житье-бытье, обильного угощения неизбежно тянет в сон. Можно не церемониться и даже не раздеваться, а просто привалиться к стеночке и уйти куда-нибудь мыслями в далёкое-придалёкое прошлое, где люди жили вот так же просто, без телевизоров и фейсбуков. И были, может быть, чуточку добрее и человечнее…

Анатолий Струнин Ямал