Кто-то из продюсеров львиную часть бюджета фильма отдает лучшим актером, кто-то отдает предпочтение спецэффектам, а кто-то предпочитает вложиться в места и костюмы. Хотя сюжет подобных костюмных фильмов может получиться не самым лучшим, зато от роскошных костюмов и убранств героев и великолепных дворцов будет глаз не оторвать.

Мы вспомнили исторические фильмы, которые точно порадуют ваш глаз.

1. “Я, Дон Жуан”

Сюжет фильма Карлоса Сауры (2009) закручен вокруг истории создания моцартовского “Дон Жуана”. Но главный герой не Моцарт, а его либреттист Лоренцо да Понте, вольнодумец, либертин и авантюрист. Съемки павильонные, декорации прекрасны, но условны, так что жизнь и театр переплетаются особенно непринужденно.

2. “Фаринелли-кастрат”

От пышно-пыльных сцен генделевского театра до шапки с перьями, навеки смутившей душу Филиппа Киркорова, — в вольной кинобиографии великого кастрата декоративно все: плохой, в сущности, фильм 1994 года стал культовым благодаря красоте картинки.

3. “Контракт рисовальщика”

В фильме Питера Гринуэя (1982) на службу истории художника, который, рисуя картинки богатого дома, узнал слишком много об обитателях и погорел на мелком шантаже, поставлен весь комплекс эстетических приемов XVIII века — от куртуазно-игривой тональности диалогов и вычурности костюмов до обманчивой геометрической простоты пейзажа, где за каждой строгой изгородью на самом деле прячется статуя порочного сатира.

4. “Безумие короля Георга”

Мантии, мундиры, регалии, парики, позолота, церемонии, да и кастинг (это здесь, например, Хелен Миррен впервые примерила корону) — все богатое, все с королевским размахом.

Но, как ни странно, ироничная драма 1994 года показывает монархию учреждением не столько бессмысленно-декоративным, сколько человечным. Король Георг III, даром что временно спятивший, все равно оказывается симпатичнее, чем доброхоты-политиканы из парламента.

5. “Бессмертная возлюбленная”

Многобюджетная попытка 1994 года придать детективное звучание биографии Бетховена: дескать, кто же та загадочная “бессмертная возлюбленная”, которая упоминается в письмах композитора. В роли Бетховена — Гэри Олдмен, а в роли Вены, как обычно, Прага и другие старинные чешские города с их барочными дворцами.

6. “Леопард”

Висконти снимал “Леопарда” (1963) в подлинных сицилийских палаццо и, как говорят, клал в ящики комодов настоящее белье, пусть и не задействованное в сюжете. “Актеры знают, что оно там есть, и будут играть лучше”, — говорил он.

7. “Королевская милость”

Картина, которая в оригинале называется “Реставрация” (1995) и рассказывает о беспутном враче (Роберт Дауни-младший), который с трудом ищет себя при дворе Карла II, получила два “Оскара” — за декорации и костюмы. Оба — не зря: художникам удалось всё, от театральной пышности двора до унылой строгости квакерской колонии.

8. “Королевский роман”

Врач Иоганн Струэнзе, завоевав доверие слабоумного короля (а заодно и сердце королевы), безуспешно реформирует отсталую Данию. Сравнительно свежий (2012) пример зрелищной саги, где и характеры, и платья с кринолинами скроены одинаково убедительно.

9. “Разум и чувства”

В 1995 году эта эталонная экранизация романа Джейн Остин соревновалась с “Королевской милостью” за “художественные” “Оскары” — и проиграла: барочная пышность оказалась киноакадемикам ближе, чем филигранная тонкость, с которой выстроены местные георгианские интерьеры.

10. “Травиата”

Снятая почти полностью в павильоне и наполненная личными вкусами (а местами и вещами, например статуэтками) режиссера картина имеет русские корни: создавая декор фильма, Дзеффирелли вдохновлялся эскизами Бенуа.


11. “Джейн Эйр”х

Экранизация великого дамского романа, сделанная в 2011-м американо-японским режиссером Кэри Фукунагой, отличается минималистической строгостью: ни одного яркого цвета, ни одного резкого жеста.

Но эта визуальная скупость не означает отсутствия деталей: в холодновато-элегантном фильме камера любуется каждой петелькой и клеточкой на платьях девушки, каждым волоском в рыжих баках Майкла Фассбендера и каждым камешком старых поместий.

12. “Все утра мира”

Экранизация романа Паскаля Киньяра о французских композиторах XVII века (1991) — едва ли не самый изысканный фильм о барокко: рембрандтовские полутона, безупречные мизансцены, возвышенная меланхолия диалогов и звуки виолы да гамба в саундтреке. Белила и мушки не помешали Жерару Депардье сыграть здесь одну из своих лучших ролей.

13. “Герцогиня”

Семейные и политические драмы Джорджианы Кавендиш, герцогини Девонширской, в этом фильме 2008 года большого впечатления не производят — сценарий так себе, актерские работы проходные. И только костюмы и дворцово-парковая натура спасают положение. Подтверждено “Оскарами”.

14. “Распутник”

Фильм о прославленном поэте и распутнике эпохи Реставрации графе Рочестере (2004) — грандиозный актерский бенефис Джонни Деппа. Но помимо его смурных взоров и речей в “Распутнике” завораживает визуальный ряд. Никогда еще английский быт XVII века, особенно его театральные подробности, не был на экране таким живым, грязным, честным — и стильным.

15. “Дон Жуан”

Фильм Джозефа Лоузи по опере Моцарта (1979), несмотря на звездный певческий состав, событием не стал — скучновато получилось. Но любителям архитектуры он ценен тем, что целиком снят в интерьерах и окрестностях великого памятника Ренессанса — вичентийской виллы “Ротонда” Андреа Палладио.