Во все времена искусство было противоречивым, в каждой эпохе найдется провокационная работа мастера. Даже великие художники не избежали дурной славы, а может они и вовсе не хотели ее избегать, так как слава, будь она дурная или хорошая, в первую очередь, остается славой.

До сих пор ведутся споры о том, что можно считать искусством и что можно считать оскорбительным, непристойным и даже опасным.

«Выстрел», Крис Бурден

В своем перформансе художник Крис Бурден попросил своего друга прострелить ему левую руку из винтовки 22 калибра. В своих так называемых «опасных произведениях» он часто подвергал себя физической опасности, например, прибил себя гвоздями к автомобилю или голодал больше 20 дней.

«Страшный суд», Микеланджело

Когда была создана фреска «Страшный суд» для Сикстинской капеллы, некоторые люди, включая церемониймейстера Папы римского Бьяджо да Чезены, раскритиковали эту работу за изображение большого числа обнаженных тел в церкви.

В ответ на критику и обвинения, Микеланджело изобразил Чезену на фреске, поместив его в ад с ослиными ушами и змеей, кусающей его в пах.

«Парадокс любви», Дамиен Хирст

«Парадокс любви» Дамиена Хирста является частью инсталляции «За пределами вероятности», которая включает в себя мертвых животных. На этом снимке вы видите расчлененных и сохраненных в формальдегиде коров. Выставка охватывает темы существования, включая любовь и бессмертие.

«Успение Марии», Караваджо

Эта картина вызвала шумиху из-за того, как была представлена смерть Девы Марии. Вместо того чтобы вознести ее на небеса, Караваджо решил написать ее смерть более реалистично. Более того, моделью для Девы Марии по слухам была девушка легкого поведения, которая умерла незадолго до того. Сам Караваджо не был чужд противоречиям, и его жизнь также была наполнена скандалами, драками и даже убийством.

«Сам», Марк Куинн


Эта скульптура называется «Сам» и выполнена художником Марком Куинном. Созданная из 4,5 литров крови самого художника, которую он собирал в течение 5-ти месяцев. Каждые 5 лет он делает слепок своего лица, наполняя ее собственной кровью. Работа хранится в холодильном контейнере.

«Происхождение мира», Гюстав Курбе


Здесь картина изменена по цензурным соображениям. Картина вызвала большой резонанс в 19-м веке и остается скандальной по сей день. Курбе написал ее в качестве протеста против правил изображения наготы, которую идеализировали и рисовали в мифологическом контексте.

«Святая Дева Мария», Крис Офили


На этой картине художник изобразил чернокожую Мадонну, окруженную, как кажется, бабочками. На самом деле, это не бабочки, а вырезанные непристойные изображения. Кроме того, его картина включала слоновий навоз.

Когда коллаж был представлен в Бруклинском музее искусств, он вызвал противоречивые чувства, а мэр Нью-Йорка пригрозил лишить музей финансирования. Позже один из посетителей залил картину белой краской.

«Дом престарелых» китайских художников Сунь Юань и Пэн Юй

Инсталляция «Дом престарелых» китайских художников Сунь Юань и Пэн Юй включает в себя фигуры в костюмах мировых лидеров на электрических инвалидных креслах, которые крутятся вокруг, иногда натыкаясь друг на друга. В своих работах художники используют такие материалы, как человеческий жир.

«Портрет Мадам Икс», Джон Сарджент


Это произведение шокировало парижскую публику 19-го века по ряду причин. Во-первых, по слухам, Мадам Икс была известна многочисленными внебрачными связями. Кроме того, вырез на платье и спадающая бретелька, а также розовый оттенок уха, намекали на вульгарность, что было воспринято публикой отнюдь не благосклонно.

Позже художнику пришлось переписать бретельку платья и поднять ее на плечо, но его репутация уже была запятнана.

«Радость плоти», Кароли Шнееманн

Этот перформанс впервые был показан в 1964 году, когда несколько женщин и мужчин катались по полу в смеси сырой рыбы, цыплёнка, колбасы и краски.

Искусство перформанса того времени было довольно странным, но Шнееман была известной своими эксцентричными перформансами, исследующими тело и сексуальность.

«Писающий Христос», Андрес Серрано


«Писающий Христос» (Piss Christ) Андреса Серрано – это Иисус в стакане мочи самого Серрано. Когда эта вещь впервые попала на выставку в 1989 году, ее посчитали оскорбительной, отчасти потому что ее поддержал Национальный фонд поддержки искусств. Сторонники Серрано сказали, что под угрозой артистическая свобода.

«Моя кровать», Трейси Эмин


Эта инсталляция по заявлению художницы представляла собой кровать, на которой она лежала несколько дней в глубокой депрессии из-за проблем в отношениях. Публика была шокирована, увидев презервативы, белье, запятнанное кровью, мусор и бутылки спиртного, и посчитала это оскорбительным.

Один из критиков назвал художницу «распущенной» на основании этой инсталляции.

«Дерьмо художника», Пьеро Мандзони


В 1961 году итальянский художник Пьеро Мандзони представил 90 консервных банок с собственными фекалиями. Баночки, в которых было 30 грамм фекалий, продавались по текущей цене золота.

Более того, баночки пользовались популярностью, а одна из них была продана по цене больше $ 100 000. Это произведение считается сатирой над художественным рынком и потребительством.