С большинством детей в раннем детстве случаются разные события: они могут сломать руку, упасть с велосипеда, прищемить палец, у них может выпасть зуб, но в более зрелом возрасте они этого не вспомнят, как больно бы им не было. Все воспоминания станут смутными и вспомнить детально тот или иной момент уже не удастся.

Почему это происходит? Почему мы не можем вспомнить не только травмы, но и как мы праздновали свои дни рождения и что нам дарили? Всей этой забывчивости есть научное объяснение. Существует такой странный феномен, который условно называют детской амнезией. До трех лет дети еще способны вспомнить, что с ними происходило, но когда они становятся старше, детство как будто стирается у них из памяти. Недавно проведенные исследования показали, что отправной точкой детской амнезии можно считать возраст в семь лет.

Канадские ученые полагают, что причиной утраты воспоминаний в детском возрасте, является процесс стремительного роста новых клеток в гиппокампе, который называют нейрогенез. Таким образом, мозг занят образованием новых клеток и не сохраняет воспоминания.

В рамках своего исследования, информация о котором была опубликована в журнале Memory, Патрисия Бауэр (Patricia Bauer) и ее коллега Марина Ларкина (Marina Larkina), сформировали несколько групп из трехлетних детей с одним из родителей (обычно с мамой, как это происходит в большинстве экспериментов по изучению развития). Родители спрашивали своих детей о событиях, которые произошли в течение предыдущих трех месяцев, в том числе о посещении зоопарка или детского сада, тогда как научные работники записывали все это на видео.

Исследования проводились в течении шести лет с группами детей уже в возрасте пяти, шести, семи, восьми и девяти лет в лаборатории, и, посредством вопросов о том, что происходило с детьми в три года, они имели возможность точно установить, что именно дети помнили и как они говорили о своих воспоминаниях.

Результаты получились следующие: дети, которые были в возрасте от пяти до семи лет, помнили больше 60% событий. Однако те дети, которым было восемь и девять лет, помнили 40% событий или меньше, и они уже довольно смутно вспоминали о том, что с ними было в детстве.

«Мы считаем, что это связано с основными биологическими процессами в тот период, когда в нейронных структурах происходит интенсивный процесс постнатального развития, подчеркивает Бауэр. — На ранних этапах развития эти структуры работают, но не очень эффективно — дети формируют свою память, однако в ходе естественных процессов некоторые воспоминания угасают и становятся недоступными. К тому моменту, когда дети становятся взрослыми, память начинает работать очень эффективно».

В процессе формирования ранних воспоминаний родители могут помочь ребенку запоминать гораздо больше, чем обычно. Вопросы типа «Расскажи мне больше», «Что тогда произошло?» и использование развивающей стратегии в общении с детьми позволяют детям формировать память о более ранних событиях и эти воспоминания со временем будут более устойчивыми.