В определенный момент времени и отношений вы начинаете понимать, что вас гораздо больше манят не путешествия и тусовки, а наличие в квартире детского смеха и игрушек. Но бывает так, когда все ваше окружение начинает намекать на биологические часы, подруги обзаводятся детьми и рано или поздно понимаешь, что социальное давление настолько велико, что пора решаться. Что происходит в этот момент?

Психологи различают два типа материнства: осознанное и невротическом. Если при невротическом материнстве тебе не приходиться задумываться о проблемах материнства, так как ты сначала родил, потом подумал (сначала купил, потом померил, сначала съел, потом вспомнил, что на диете — все знакомо), то в случае с осознанным материнством, к которому склоняется все большее число женщин, все сложнее и оно пугает.

Одна подруга была красивой и успешной, пока, родив, не перестала успевать мыть голову и красить корни. Вторая набрала 35 килограмм за беременность, третью бросил отец ребенка вот тут начинаешь задумываться, а стоит ли гра свеч? Каким бы ни был страх: попрощаться с упругой грудью или перестать жить по-прежнему, — он заставляет одних откладывать мысль о материнстве в долгий ящик, а других — крепиться и, зажмуриваясь, бросаться головой вниз с обрыва в пеленки.

Хотя будучи «зрелой» нельзя в одночасье стать «проблемной»: невозможно набрать 35 килограмм, если не в ваших правилах пускать все на самотек. Из думающих девушек никогда не вырастают плохие мамы. Они скорее имеют шансы вылупиться из тех, кто рождением ребенка пытается решить ряд вопросов: с замужеством, легализацией отношений, возрастом или долгами родителям.

Сейчас уже не обязательно рожать до 30, так как последние достижения репродуктивной медицины таковы, что для зачатия уже не обязательно иметь маточные трубы или подвижные сперматозоиды. Медицина творит чудеса, и биологические критерии зрелости женщины уже не так важны, как личностные. «Недостаточно хорошая мать» сидит в каждой кричащей, в каждой шлепающей, в каждой, кто боится потратить час на себя, чтобы сделать эпиляцию или подкрасить корни. Все остальные просто умеют находить гениальные решения. Обнаружив беременность, готовить в первую очередь придется не детскую спальню и не гардероб малыша, а голову, способную эти решения генерировать.

Еще один повод для беспокойства — мужчина — то, как он себя поведет, что скажет и каким будет отцом. Если женщина идентифицирует себя с ребенком и он для нее — способ самовыражения, то для мужчины отцовство — это высшая степень любви: «Я ничего в этом не понимаю, но я тебя люблю, поэтому раз ты этого хочешь — то окей». Потом, правда, получается, что именно на мужчину ложится основной груз трудностей, ведь если маме нужно успокоить незамолкающего ребенка, то мужчине предстоит успокаивать двоих: и ребенка, и ее. Немногие на это способны.

В фильме «Секса много не бывает» прекрасный совет дает пожилая гинеколог: «Ваши главные враги — колбасы, паштеты, а еще ваша мать, свекровь и все из вашего окружения, у кого есть дети. Никого не слушайте — и все пройдет хорошо».