В деловых кругах, когда речь идет о крупном и серьезном бизнесе, конкуренция очень жесткая. Здесь встречается такое явление, как промышленный шпионаж и конкурентная разведка, но многие не до конца понимают, что это. Кто-то и вовсе уверен, что все это противозаконно и может быть уголовно наказуемо. В некоторых случаях это действительно может быть так, но, официально, если действовать в рамках закона и этических норм, все это подразумевает только сбор информации о компании-конкуренте и последующий ее анализ.

Что такое конкурентная разведка

Это сбор и анализ данных:

  • о компании или компаниях, являющихся конкурентами;
  • об их продуктах или услугах;
  • каких-то грядущих событиях, например, выхода нового продукта, создания нового имиджа, ребрендинга и т. д.

Зачем это вообще нужно? Неужели компании, которая заказала или сама выполняет конкурентную разведку, нечего делать? Почему бы не сконцентрироваться на своей работе? Но, бизнес так не работает, ведь промышленный шпионаж подразумевает не то, что компания будет подкладывать «свинью» своим конкурентам и всячески им мешать, чтобы покупали только ее продукцию. Это позволяет знать, какие преимущества есть у других организаций и что можно придумать самим, чтобы получить преимущества и привлечь потенциальную целевую аудиторию.

Как проводится промышленный шпионаж

Саму разведку проводят по 3-м основным направлениям:

  • Техническая сторона. На данном этапе собирается информация обо всех существующих продуктах, услугах, а также новинках, которые компания в ближайшем будущем планирует представить публике.
  • Финансовая сторона. На данном этапе исследуется ценообразование, собирается информация о финансовом положении конкурента, изучаются официальные отчеты, публикуемые в открытом доступе. На данном этапе можно узнать не только, как обстоять дела у конкурентов, но и оценить собственную финансовую устойчивость.
  • Стратегическая сторона. Изучается корпоративная политика компании-конкурента, ее стратегия.

Кто проводит конкурентную разведку

Теоретически, все это можно сделать самостоятельно, но, как минимум, выглядеть все будет странно. Кроме того, не факт, что своими силами удастся собрать необходимый объем информации. Вместо этого, чтобы провести действительно качественную конкурентную разведку, можно обратиться в специализированную компанию, которая такие услуги предлагает. Это позволит получить достоверные данные, проанализировать их и вовремя предпринять меры, чтобы конкуренты не ушли вперед. Разумеется, эти меры не подразумевают палки в колеса конкурентам. Нужно сделать акцент на своей деятельности, чтобы предложить клиентам что-то еще лучше, качественнее и интереснее.